Главная E Консалтинг E Трудовое право E О предоставлении сведений в военкомат с использованием УКЭП

Можно ли подавать в военкомат сведения, подписанные квалифицированной электронной подписью директора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Информация в военкомат может предоставляться с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Такая подпись должна принадлежать сотруднику, который ответственен за ведение воинского учета в организации. Если же директор компании одновременно исполняет обязанности по ведению воинского учета, то сведения могут быть направлены с использованием УКЭП самого директора.

Обоснование позиции:

Воинский учет является формой реализации гражданами обязанности по защите Отечества, установленной ч. 1 ст. 59 Конституции РФ. Целью воинского учета является сбор, обобщение и анализ сведений о количественном составе и качественном состоянии призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Законодательством РФ обязанность осуществления воинского учета работников возлагается на организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и на их должностных лиц.

Требования к работодателям по организации осуществления воинского учета установлены Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение о воинском учете), а также Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.07.2017 (далее — Методические рекомендации).

Согласно п. 32.1 Положения о воинском учете сведения, предусмотренные подпунктами «а», «б» и «е» пункта 32, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью работника, осуществляющего воинский учет в организации, представляются в военкомат в том числе с использованием Портала госуслуг при применении сертифицированных ФСБ России средств криптографической защиты информации.

Такая возможность, как и другие опции, связанные с цифровизацией воинского учета, появится с началом эксплуатации Реестра воинского учета (п. 3 постановления Правительства РФ от 25.07.2023 N 1211). Ввод Реестра в эксплуатацию запланирован на 1 ноября 2024 года.

Минобороны России в письме от 06.10.2023 N 207/6/3665 также сообщает, что сведения направляются в военкоматы и (или) органы местного самоуправления по месту жительства или месту пребывания граждан и что подаются они в письменной форме на бумажном носителе (смотрите, например, пояснения к приложению N 6 к Положению о воинском учете, п. 34, 38.1) или при наличии технической возможности в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон N 63-ФЗ) электронная подпись — это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе (ч. 1 ст. 6 Закона N 63-ФЗ).

Иначе говоря, электронная подпись существует только в программно-аппаратной среде и свидетельствует подлинность только электронного документа. Соответственно, электронный документ, распечатанный на бумажном носителе, не может рассматриваться в качестве оригинала документа. Он является лишь копией.

Действующее законодательство не содержит каких-либо запретов или требований в отношении подписания бумажной копии электронного документа собственноручной подписью лица, подписавшего этот документ своей электронной подписью. Полагаем, что проставление собственноручной подписи на такой копии целесообразно во избежание возникновения сомнений в достоверности передаваемой таким образом информации. Вместе с тем отсутствие собственноручной подписи в данной ситуации также не является нарушением законодательства и правил делового оборота.

Таким образом, согласно указанным нормативным правовым актам, регулирующим организацию воинского учета, информация в военкомат может предоставляться с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Такая подпись должна принадлежать сотруднику, который ответственен за ведение воинского учета в организации. Если же директор компании одновременно исполняет обязанности по ведению воинского учета, то сведения могут быть направлены с использованием УКЭП самого директора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентин​а

Ответ прошел контроль качества

28 марта 2025 года

Служба Правового консалтинга ГАРАНТ