Главная E Новости E Для юриста E Ответственность за антимонопольные нарушения

Административная ответственность за антимонопольные нарушения: новый обзор ВС РФ

В Обзоре рассматриваются вопросы, касающиеся квалификации отдельных видов административных правонарушений в сфере антимонопольного регулирования, порядка производства по данной категории дел, исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, а также правил определения размера административного штрафа за соответствующие нарушения (в том числе особенностей расчета и назначения оборотного штрафа).

В частности, Президиум ВС РФ сформулировал следующие правовые позиции.

  • Ограничение управляющей организацией, которая занимает доминирующее положение на рынке по управлению многоквартирными домами, доступа операторов связи к общему имуществу дома может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.
  • Реализация участниками торгов (конкурентами) на основании заключенного между ними соглашения единой стратегии, направленной на достижение выгодного экономического результата за счет устранения конкурентной борьбы, может свидетельствовать о создании картеля и повлечь административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ.
  • Искусственное дробление заказчиком единой сделки с целью непроведения конкурентных процедур торгов может являться нарушением законодательства о контрактной системе, но само по себе не свидетельствует о наличии между сторонами антиконкурентного соглашения и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ.
  • Обязанность юридического лица по представлению запрашиваемой антимонопольным органом информации не предполагает совершения действий по ее истребованию у третьих лиц, обобщению, систематизации и изложению в формах, не предусмотренных действующими нормативными правовыми актами.
  • При определении величины выручки в целях расчета размера оборотного штрафа, предусмотренного ст. 14.31, 14.32 и 14.33 КоАП РФ, не учитываются расходы правонарушителей, связанные с совершением ими действий, которые признаны нарушением антимонопольного законодательства.
  • Предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, выдается только в случае, когда не представляется возможным рассчитать административный штраф исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.
  • Предусмотренная ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ льгота в виде возможности уплаты административного штрафа в половинном размере в течение 20 дней с даты его наложения применяется в случаях, когда административное правонарушение выявлено в ходе осуществления любых видов государственного контроля (надзора), не ограниченных рамками применения Закона о госконтроле.

В Обзор вошел также ряд других разъяснений, связанных с указанной категорией дел.

Подготовлено экспертами компании «Гарант»

Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ»