Административная ответственность за антимонопольные нарушения: новый обзор ВС РФ
Обзор Президиума Верховного Суда России от 25.04.2025 «Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства» (утв. Президиумом ВС РФ 25 апреля 2025 г.).
В Обзоре рассматриваются вопросы, касающиеся квалификации отдельных видов административных правонарушений в сфере антимонопольного регулирования, порядка производства по данной категории дел, исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, а также правил определения размера административного штрафа за соответствующие нарушения (в том числе особенностей расчета и назначения оборотного штрафа).
В частности, Президиум ВС РФ сформулировал следующие правовые позиции.
- Ограничение управляющей организацией, которая занимает доминирующее положение на рынке по управлению многоквартирными домами, доступа операторов связи к общему имуществу дома может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.
- Реализация участниками торгов (конкурентами) на основании заключенного между ними соглашения единой стратегии, направленной на достижение выгодного экономического результата за счет устранения конкурентной борьбы, может свидетельствовать о создании картеля и повлечь административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ.
- Искусственное дробление заказчиком единой сделки с целью непроведения конкурентных процедур торгов может являться нарушением законодательства о контрактной системе, но само по себе не свидетельствует о наличии между сторонами антиконкурентного соглашения и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ.
- Обязанность юридического лица по представлению запрашиваемой антимонопольным органом информации не предполагает совершения действий по ее истребованию у третьих лиц, обобщению, систематизации и изложению в формах, не предусмотренных действующими нормативными правовыми актами.
- При определении величины выручки в целях расчета размера оборотного штрафа, предусмотренного ст. 14.31, 14.32 и 14.33 КоАП РФ, не учитываются расходы правонарушителей, связанные с совершением ими действий, которые признаны нарушением антимонопольного законодательства.
- Предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, выдается только в случае, когда не представляется возможным рассчитать административный штраф исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.
- Предусмотренная ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ льгота в виде возможности уплаты административного штрафа в половинном размере в течение 20 дней с даты его наложения применяется в случаях, когда административное правонарушение выявлено в ходе осуществления любых видов государственного контроля (надзора), не ограниченных рамками применения Закона о госконтроле.
В Обзор вошел также ряд других разъяснений, связанных с указанной категорией дел.
Подготовлено экспертами компании «Гарант»
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ»