Главная E Консалтинг E Госзакупки E 223-ФЗ: нужно ли обосновывать НМЦД при закупке до 100 тысяч?

Предприятие работает по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Положение о закупке утверждено. Нужно ли обосновывать начальную (максимальную) цену договора (НМЦД) на закупки до 100 тысяч рублей на основании Федерального закона от 05.04.2021 N 86-ФЗ, который вступил в силу с 16.04.2021?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

С 16 июля 2021 года определяться и обосновываться в порядке, определенном положением о закупке, должна цена любой закупки.

Обоснование вывода:

По общему правилу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) устанавливает общие принципы регулирования закупок любых товаров, работ, услуг отдельными категориями юридических лиц.

Само по себе регулирование закупок законом возлагается на положения о закупке, утверждаемые органами самих заказчиков или исполняющими обязанности собственников их имущества (ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Положение о закупке должно содержать все требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в чч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

С 16 апреля 2021 года к требованиям к закупке, которые в обязательном порядке должны содержаться в положении о закупке, перечисленные в ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, отнесен и порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора (далее — НМЦД), цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора (далее — цена закупки) (п. 1 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 05.04.2021 N 86-ФЗ).

Каких-либо оговорок о зависимости необходимости обоснования цены закупки от ее суммы, обязанности размещения информации о закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) или способа закупки новая редакция ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ не содержит. Соответственно, как минимум формально она касается любых закупок, независимо в том числе от размера цены.

Таким образом, определяться и обосновываться в порядке, определенном положением о закупке, должна цена любой закупки.

При этом Законом N 223-ФЗ не установлен ни порядок обоснования цены закупки, ни требований о применении тех или иных способов обоснования таких цен. Указанные порядок и способы заказчики определяют и закрепляют в положении о закупке самостоятельно.

Аналогичной позиции контролирующие органы придерживались до внесения вышеприведенных изменений в ч. 2 ст. 2 Закон N 223-ФЗ (смотрите п. 1 письма Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-09/37717, письмо Минэкономразвития РФ от 28.12.2015 N Д28и-3775, письмо Минэкономразвития РФ от 22.02.2017 N Д28и-1076, письмо Минэкономразвития РФ от 07.10.2016 N Д28и-2658, письмо Минэкономразвития РФ от 28.03.2016 N Д28и-762) и, так как Законом N 223-ФЗ не определен порядок и способы обоснования цены закупки, полагаем, данные разъяснения актуальны и в настоящее время.

Таким образом, заказчики вправе самостоятельно разработать и предусмотреть в положении о закупке методику обоснования цены закупки, в том числе дифференцированную по размеру цены, способу закупки, наличию обязанности размещения информации о закупке в ЕИС.

К сожалению, нам найти не удалось каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу, правоприменительная практика на настоящий момент по нему не сложилась по вполне очевидным причинам.

Напомним, что согласно ст. 2 Федерального закона от 05.04.2021 N 86-ФЗ заказчику следует в течение 90 дней с даты вступления в силу действующей редакции п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (по 16 июля 2021 года включительно) привести положение о закупке в соответствие с этой редакцией, утвердить с соответствующими правками и разместить в ЕИС. В противном случае положение о закупке будет считаться неразмещенным, что повлечет необходимость применения положений Закона N 44-ФЗ в объеме, установленном ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ.

Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых были направлены до даты размещения актуализированного положения о закупке или до 16 июля 2021 года завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения извещения либо направления приглашения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий​я

Ответ прошел контроль качества

06 июля 2021 года

Служба Правового консалтинга ГАРАНТ