Главная E Консалтинг E Гражданское право E «Честный знак» и приобретение воды в офис

Организация (не относится к предприятиям общественного питания) приобретает маркированную воду для целей использования в офисе (для собственных нужд).

Пришло оповещение от поставщика воды о том, что покупатели должны регистрироваться в системе «Честный знак». Так ли это?

Обязательства, связанные с оборотом маркированных товаров (регистрация в системе «Честный знак» (ЧЗ), маркировка товаров, передача данных в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее — ГИС МТ)), возлагаются только на участников оборота товаров (далее — УОТ).

В Правилах маркировки упакованной воды, утв. постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 N 841 (далее — Правила), указано следующее:

  • не являются УОТ, приобретающие упакованную воду для использования в целях, не связанных с ее последующей реализацией (продажей) (кроме случаев ввоза импортерами упакованной воды в Российскую Федерацию и приобретения упакованной воды предприятиями общественного питания) (абзац сорок четвертый пункта 2 Правил);
  • реализация (продажа) упакованной воды юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях, не связанных с ее последующей реализацией (продажей) (абзац пятнадцатый пункта 2 Правил).

Таким образом, организация, покупающая воду для собственных нужд и не являющаяся предприятием общественного питания, не является участником оборота товаров для целей Правил.

Это означает, что:

1) организация может не регистрироваться в ГИС МТ («Честный знак»), не выполнять требования Правил (в части обмена с поставщиками документами (УПД, УКД) только по ЭДО и в части обязанности вывода товара из оборота на собственные нужды).

В частности, организация не должна применять п. 91 Правил, которым установлен порядок передачи сведений в ГИС МТ о выводе упакованной воды из оборота по основаниям, не являющимся продажей в розницу (уничтожение, истечение срока годности, утрата, использование упакованной воды в целях, не связанных с ее последующей реализацией (продажей), в том числе использование в производственных целях, и др.).

Как прямо указано в п. 91 Правил, он применяется участниками оборота упакованной воды. Например, в случае, когда производитель, импортер, оптовый или розничный продавец (т.е. УОТ) не продает часть товара, а списывает его, например, в связи с передачей части товара в свой офис для использования в собственных нуждах.

2) поставщик маркированной воды должен самостоятельно выводить товар из оборота при реализации ее организации, в частности, путем:

  • оформления электронного универсального передаточного документа (УПД) с выводом из оборота (в случае, если контрагент (т.е. данная организация) использует ЭДО) (пп. б) п. 96.3 Правил);
  • путем формирования документа в Личном кабинете ЧЗ «Вывод из оборота», в котором указывает ИНН организации-покупателя и причину вывода из оборота «Использование для собственных нужд» (пп. в) п. 96.3 Правил) (если электронный УПД не оформляется).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольг​а

Ответ прошел контроль качества

28 февраля 2025 года

Служба Правового консалтинга ГАРАНТ